На главную страницуКарта сайта   Письмо Хозяйке  

Традиции крымско-татарской национальной вышивки

 
 
 
Ежедневная рассылка
Новости Файлового архива
   
Все поступления в
файловый архив за день

Фотоальбом

Крымско-татарская национальная вышивка была известна уже в 17 веке. К концу 19 века она считалась наилучшей по рисунку и колориту.Вышитый кисет - авторская копия старинной вещи

Известно десять видов шитья, выполняемого различными нитками на тканях разного качества.

Марама - шарф из легкой хлопчатобумажной ткани, вышитый сложной по технике исполнения двухсторонней гладью без предварительного настила нитками мулине, некоторые детали рисунка исполнялись золотыми и серебряными нитками.

Абтез - полотенце. Также вышивалось нитками мулине, золотом, серебром двухсторонней гладью без настила. Использовалась более плотная ткань, чем для марамы.

Телли ишлеме - орнаментальное шитье серебром и золотом. Золотые нити содержали до 30 % золота.

Каснах - орнаментальное тамбурное шитье - сюзане.

Пул - шитье блестками.

Насчитывалось до 70 различных декоративных швов.

Фрагмент вышивкиКаждый регион Крыма славился своими видами швов. Например, мыкълама (гладь) выполняется золотом и серебром, с предварительным картонным настилом. В прошлые века вместо картона использовалась кожа. Этим швом украшалась одежда: фески (головные уборы), воротники, манжеты и т.п. Славилась мыкълама мастериц Карасу-Базара (теперь Белогорск).

Шов букме исполнялся скрученными в шнур золотыми и серебряными нитками. Им украшали праздничную одежду.

Существовало несколько орнаментальных групп.

  • Архитектурная
  • Каллиграфическая
  • Посудная (вазы с фруктами и цветами)
  • Растительная
  • Зоологическая
  • Астрономическая

Огромное значение в традиционном орнаменте имела символика. Например, в основании рисунка располагался треугольник - оберег. Он мог быть выполнен в виде трех листиков или вазы треугольной формы.

Рисунок в виде разветвленного дерева символизировал древо жизни с корнями - прошлым, стволом - настоящим, и ветвями - будущим. Обильное ветвление дерева служило пожеланием многочисленного потомства крымско-татарской семье, с её традиционным родовым укладом.

Изображение петуха обозначало победу добра над злом.

Бадем - миндалевидный узор - использовался у девушек, готовых к супружеской жизни.

Вышивка украшалась жемчугом, бисером, драгоценными камнями.

Крымские мастерицы выполняли заказы царских особ, вышивая офицерские мундиры.

До 1941 года в Крыму существовало несколько артелей, в которых обучали крымско-татарской национальной вышивке. Одна из выпускниц артели, Зулейха Бекирова, в 30-е годы училась технике рисунка в Москве, ученица Фаворского. По ее эскизам был выполнен занавес для сцены Туркменского Государственного театра оперы и балета.

Фрагмент вышивкиВо многих музеях мира хранятся многочисленные произведения искусства крымско-татарских мастериц. Это две тысячи экспонатов в Этнографическом музее Петербурга, двести рисунков в московском музее Восточного искусства, тысячи работ в музеях Германии и Румынии. Представлено мастерство вышивальщиц и в музеях Бахчисарая, Ялты, Симферополя.

В разные годы издавалась литература о вышивке таких авторов, как Гинсбург, Спасская, Чепурина, О.Желтухина, Петренко. Интересна современная работа Л.В. Рославцевой "Одежда крымских татар".

 

В своих работах я пользуюсь традиционными видами швов:Мастерица

Мыкълама - гладью с предварительным картонным настилом
Букме - скрученной нитью
Сюзане - тамбурным швом

Для предметов, связанных с национальной религией (например, хуран-хап - расшитый футляр для Корана, который должна иметь девушка, выходя замуж), использую рисунки-символы, обереги.

Работаю по собственным рисункам, основываясь на традициях национального крымско-татарского искусства в современном видении.

Выполняю вышивку на современной одежде, сумочках, косметичках, очешниках, корсетах и т.д.

Вышиваю по рисункам заказчиков.

Дигерменджи Гульнара Изетовна

 


Берлогово

!!! Ни одна часть этого сайта не может быть легально воспроизведена без личного разрешения Хозяйки !!!